Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Виды функциональной грамотности
Читательская грамотность |
способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественнонаучная грамотность | способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность |
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Федеральные нормативные документы
Региональные нормативные документы
Письмо "О Марафоне функциональной грамотности" (СОИРО, 2022)
Муниципальные нормативные документы
Школьные нормативные документы
Материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ
Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности"
Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке"
Презентация "Формирование функциональной грамотности" презентация